28 апреля
православные отметили праздник Вербного воскресения, но мало кто знает в чем
истинный смысл праздника.
Праздник
Входа Господня в Иерусалим Вербное воскресенье еще называется праздником «Вайи»—ветвей
финиковой пальмы, которыми приветствовали Иисуса встречавшие Его жители
Иерусалима. В России же этот праздник называется «Вербным воскресеньем»,
поскольку на севере первое растение, которое оживает после долгой зимы - это
верба и в этот день молящимся раздаются освященные ветви вербы. Этот праздник
отмечается христианской церковью с III века, на Русь же он пришел в Х веке.
История праздника
В городе
Вифании, недалеко от Иерусалима, жил праведный Лазарь с сестрами Марией и
Марфой. В этом семействе часто бывал Иисус, потому что любил их за согласие и
благочестие. Когда Лазарь заболел, сестры известили об этом Иисуса в надежде на
его помощь. Однако это печальное известие Христос получил с опозданием и прибыл
в Вифанию на третий день после его смерти, уже зная, что Лазарь умер. Вышла
навстречу ему сестра Лазаря Марфа и сказала: «Господи, если бы Ты был здесь, не
умер бы брат мой». На что Иисус ответил: «Воскреснет брат твой». Иисус подошёл
к пещере, в которой был похоронен Лазарь, и повелел убрать камень. А когда
камень отвалили, он поднял глаза к небу и воскликнул: «Отче! Благодарю Тебя,
что ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня, но сказал это для
народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня». А потом, Иисус
воскликнул: «Лазарь, иди вон!» И Лазарь тотчас поднялся из гроба и вышел из
пещеры.
Тогда
Христос и собрался отпраздновать праздник Пасхи в Иерусалиме. Вместе с ним
отправилось немало народа, и сопровождали его с пышностью, как когда-то на
Востоке сопровождали царей. Но первосвященникам иудейским совсем не нравились
почести, оказываемые народом Христу, и они думали, как его убить. Сначала все
шли пешком, а когда дошли до селения Виффагия, Иисус подозвал к себе двух
учеников и сказал им, чтобы они пошли в селение, нашли там ослицу привязанную и
молодого осла с нею и привели их к нему. И наказал, что если их будут
спрашивать, зачем они берут животных, отвечать, что они надобны Господу.
Ученики
послушались и привели ослицу и ослёнка и положили на них свои одежды. Вот на
этом ослике и поехал Иисус Христос, сопровождаемый толпой с пальмовыми ветками
в руках.
Люди же,
пришедшие на праздник, узнав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые
ветви, вышли навстречу Ему и стали восклицать: «Осанна! Благословен грядущий во
Имя Господне, Царь Израилев!».
Под ноги
Христу бросали ветки, срезанные с пальм, и стелили свои одежды. И взрослые, и
дети приветствовали Мессию, видя в нём пророка и чудотворца. Весь простой
народ, поверив в светлое могущество Учителя, готов был признать в нём своего царя,
который даст ему свободу. И когда кто-нибудь спрашивал: «Кто это?», - ему
отвечали: «Это Иисус, Пророк из Назарета Галилейского». Ученики же Иисуса
Христа стали громко прославлять его за все чудеса, которые они видели. Книжники
и фарисеи потребовали, чтобы Христос запретил ученикам делать это, но Иисус
ответил: «Сказываю вам, что если умолкнут, то камни возопиют». Первосвященники
убить его при народе не решались и только роптали и думали, как же извести
Христа, но не своими руками.
Иисус же тем
временем сказал народу: «Пришёл час прославиться Сыну Человеческому. Истинно,
истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрёт, то останется
одно, а если умрёт, то принесет много плода. Ныне суд миру сему. И когда я
вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе». Потом Иисус вошёл в храм Божий и
выгнал из него всех продающих и покупающих в храме, опрокинул он и столы
меновщиков, и скамьи продающих голубей. Говоря при этом: «Дом Мой домом молитвы
наречётся, а вы сделали его вертепом разбойников».
Народ
смотрел на Христа с восхищением. А когда подошли к нему слепые и хромые, Он их
исцелил. Покинув Иерусалим, Христос вернулся в Вифанию.
Смысл
праздника Вербное воскресенье
Таким
образом праздник Вербное воскресенье связан со знаменитым входом Христа в Иерусалим
верхом на осле, с чего и начали его крестные страдания. К стати рассказы об
этом событии присутствуют в Евангелиях от всех четырех евангелистов - Марка,
Матфея, Луки и Иоанна.
Праздник
Вербное воскресенье имеет такое важное значение для всех верующих потому, что
вход Иисуса в Иерусалим символизирует начало его добровольных страданий ради
людей. А въезд его в город на осле был связан с тем, что во времена Христа все
земные цари и победители въезжали в Иерусалим на ослах или лошадях, а народ
встречал их с криками и взмахами пальмовых веток. Но Христос въезжал не как
победитель или земной царь, а как царь Небесного царства и Победитель греха и
смерти. И он знал, что его ждет, осознанно идя на смерть ради всех живущих.
На Руси этот
праздник получил название Вербное воскресенье, потому что его символом являются
первые распустившиеся ветки – ветки вербы, ивы или ветлы (ивовых растений).
Обычаи
вербного воскресения
Ветки ивовых
растений в праздник Вербное воскресенье символизируют финиковые ветви, которыми
евреи встречали Христа во время его входа Иерусалим.
В праздник
Вербное воскресенье ивовые ветки освящают в церкви и ставят дома рядом с
иконами до следующего Вербного воскресенья. На Руси считалось, что освещенные
веточки вербы обладают мистической силой и помогают отгонять злых духов от
дома, его жителей и скота. Веточка вербы была верным средством против сглаза,
порчи, нападения хищных зверей и различных других неприятностей жизни.
С вербой и
праздником Вербное воскресенье вообще было связано очень много примет и
обычаев. Например, считалось полезным такое «развлечение»: после утренней
службы освященной вербой слегка ударяли детей, знакомых и родственников со
словами: «Верба хлыст, бей до слёз. Не я бью, верба бьёт. Будь здоров, как
верба». Скоту перед первым выгоном на пастбище давали съесть несколько веточек
вербы, а еще несколько веточек вербы клали в хлев. Считалось, что такие ритуалы
приносят крепкое здоровье и отгоняют нечистую силу. А незамужних девушек или
тех, кто только-только вышел замуж, ударяли освященной вербой для того, чтобы у
них родилось много здоровых детей. Кстати, верба для этого выбиралась не
случайно – на Руси считалось, что верба была одним из самых живучих и сильных
деревьев. Существовало даже поверье, что в какую бы землю и как бы не воткнуть
ветку вербы – она все равно примется и будет расти. Поэтому что, как не верба,
могло дать здоровье и благополучие?
Верба в
праздник Вербное воскресенье также помогала решать важные задачи и дела. Для
этого достаточно было съесть 3 почки вербы, освещенной в церкви в Вербное
воскресенье, и запить «трапезу» святой водой с мыслями о деле, в котором
необходима удача. Правда, часто прибегать к помощи вербы не рекомендовалось –
лишний раз беспокоить высшие силы не следовало во избежание проблем.
Верба в
праздник Вербное воскресенье могла даже помочь любовных делах. Считалось, что
если с самого утра в Вербное воскресенье девушка начинала думать о любимом
человеке, который, к сожалению, в свою очередь, не обращал на нее внимания – то
вечером он придет к ней в дом и позовет ее погулять. Возможно, исполнение
желания в праздник Вербное воскресенье как-то и связано с силой вербы, но,
возможно, это очередное проявление тезиса, что мысль материальна. Но, так или
иначе, в Вербное воскресенье желания исполняются быстрее!
Верба
продавалась на Руси на вербных базарах, которые очень любили дети. Ведь помимо
ивовых веточек, на вербных базарах в Вербное воскресенье можно было купить
интересные игрушки, книжки или вкусности. А к пучку вербы обязательно
привязывали фигурку ангелочка – вербного херувима.
В праздник
Вербное воскресенье, несмотря на пост, разрешалось есть рыбу. Кроме того, в
Вербное воскресенье варили кашу,
добавляя туда вербные сережки.
Как проводится богослужение
Богослужение
Вербного Воскресенья начинается в субботу вечером. На праздничном Всенощном
бдении, то есть на вечерней службе накануне праздника совершается освящение
верб (ветка вербы символизирует победу жизни над смертью - Воскресение
Господне). После чтения Евангелия священники совершают каждение верб, читают
молитву и окропляют ветви святой водой. Обычно окропление повторяется и в сам
день праздника, после литургии. Освященные вербы раздаются молящимся во время
помазания елеем (маслом). С веточками и зажженными свечами стоят верующие во
время чтения канона праздника, тем самым изображая собой древних жителей Иудеи,
вышедших на встречу Господу при Его входе в Иерусалим. Свечи, которые держат
верующие, символизируют величие и светлость торжества Воскресения Господа и
немерцающий свет блаженного воскресения для вечной жизни. Принесенные в этот
день из церкви веточки вербы ставят в переднем углу за икону и хранят весь год
до следующего Вербного воскресенья. В самый день праздника совершается Литургия
св. Иоанна Златоуста. Богослужебные тексты связаны по смыслу с событиями
воскрешения Лазаря и торжественного входа Иисуса Христа в Иерусалим накануне
крестных страданий. Богослужение Входа Господня в Иерусалим совершается в
зеленых священнических облачениях (зеленый цвет - один из символов возрождения
жизни; он же связан и с воспоминанием о живой зелени пальмовых ветвей, которыми
приветствовали Христа жители Иерусалима). В этот день верующим, соблюдавшим
40-дневный пост, разрешается есть рыбу и пить вино.
Комментариев нет:
Отправить комментарий