Слово “самурай” происходит от древнего японского глагола “самурау” — “служить”. Таким образом, “самурай” — это “служивый”, “слуга”. Другое популярное в Японии слово, обозначающее самурая — “буси” (“воин”). Отсюда “бусидо” — “Путь Воина”.
Это были рыцари средневековой Японии. Класс привилегированных воинов держал власть в своих руках в течение семи сотен лет. Виртуозно владея мечом и луком, следуя законам того времени, они были жестоки и беспощадны в бою с врагом. Они воевали с чужеземцами и воевали между собой за землю, власть и положение в обществе..
Задачей аристократии тех времен была охрана своих земель и сбор налогов. Это была нелегкая обязанность, учитывая что земли придворных аристократов находились в сотнях километров от столицы — Киото.
Им приходилось создавать собственную армию. В эти армии набирали молодежь из воинских семей, которые жили в разных концах империи. Как правило, из аристократов. Семьи придворных разрастались, их сыновьям приходилось пересекать границы империи и завоевывать новые земли. Они ездили верхом, оружием им служили луки и стрелы.
Жизнь на дальних границах закаляла их характер. Они превратились в полицейские силы для властей в Киото, их стали называть самураями — “те, кто несет службу”. В награду за свою службу они получали землю, так как не было специальных платежных средств. Так складывались самурайские традиции.
Потребность в воинах росла, росло и их влияние. Иногда придворным в Киото приходилось делиться собственной землей, источником своего дохода. Половина земли оставалась источником дохода придворного, а вторая половина шла воинам, которые охраняли его землю.
Кто такой ронин
Страшный человек, призрак, преследующий во снах официальных чиновников и заставляющий самых малодушных из них просыпаться в холодном поту; воин, отпущенный в свободное плавание, бесцельно блуждающий то туда, то сюда словно волна морская — всё это ронин, что в буквальном переводе и означает “человек-волна”.
Ронинов существовало великое множество, по оценкам некоторых авторов около 400 тысяч, но всех их можно подразделить на три большие группы:
1. богатые вассалы, добровольно оставившие свои посты;
2. «уволенные» за какой-либо «мелкий поступок» своими хозяевами. Ронины, принадлежавшие к этой группе, обычно пытались заслужить прощение и искупить свою вину, чтобы им разрешили вернуться на прежние должности;
3. в эту группу входили ронины, располагающиеся на самом дне и изгнанные из клана за провинности и проступки или жадность. Такие ронины не афишировали имена своих бывших хозяев.
1. богатые вассалы, добровольно оставившие свои посты;
2. «уволенные» за какой-либо «мелкий поступок» своими хозяевами. Ронины, принадлежавшие к этой группе, обычно пытались заслужить прощение и искупить свою вину, чтобы им разрешили вернуться на прежние должности;
3. в эту группу входили ронины, располагающиеся на самом дне и изгнанные из клана за провинности и проступки или жадность. Такие ронины не афишировали имена своих бывших хозяев.
Воспитание самураев
Титул самурая в феодальной Японии передавался по наследству. В самурайском роду воспитание будущих самураев происходило в соответствии с самурайским кодексом чести –бусидо — уже с малых лет. В раннем возрасте сыну самурая вручались один или два (в зависимости от положения отца) небольших деревянных меча. Это учило мальчика уважать свой меч — символ принадлежности к классу воинов.
Большое значение придавалось конфуцианству. Воспитание в семье и обучение наставника были двумя главными обстоятельствами, на которых базировалось взращивание молодых самураев, они создавали образец идеального воина, составленный на основе мифов, буддийском пренебрежении к смерти, почитании родителей и преданности своему сюзерену.
Семья и учитель преимущественно стремились к укреплению характера юноши, развитию храбрости и бесстрашия, стойкости и выдержки.
Молодых самураев пытались вырастить мужественными и храбрыми, иначе говоря, воспитать черты характера, считавшиеся в самурайском сословии основными качествами, которые учили воина отдать свою жизнь ради жизни своего повелителя. Данный образ мышления устанавливался чтением повестей и историй о бесстрашии и воинской доблести знаменитых героев, об известных полководцах и самураях, просмотром театральных пьес.
Часто отец велел будущему самураю для развития храбрости идти ночью на кладбище или на землю, о которой ходила дурная слава (где по преданиям обитали призраки, демоны и т.д.). Мальчиков водили на публичные наказания и казни, кроме того по ночам устраивался смотр отрубленных голов злоумышленников, при этом будущий самурай был обязан поставить свой личный знак для подтверждения того, что он вправду сюда являлся.
Для становления у мальчиков стойкости и упорства, их принуждали выполнять очень тяжёлую работу, не спать по ночам (во время торжеств богов учения), зимой ходить без обуви, вставать с рассветом и т.д. Голодовка также считалась полезной.
В 15 лет подготовка будущего самурая полагалась законченной. Ему вручали настоящие мечи для боя (комплект дайсё — катана и вакидзаси),с которыми он был обязан не разлучаться до конца жизни.
Девушка получала короткий кинжал кайкэн — знак принадлежности женщины к самурайскому сословию.
Молодой самурай переходил в другую возрастную группу — становился взрослым. Во время торжества половой зрелости (гэмбуку) юноше, по старинной традиции, делали самурайскую прическу — сакаяки: обривали волосы у лба и заплетали узел волос на макушке (мотодори).
Далее самурай в первый раз надевал одежду взрослого человека; она представляла собой широкие шаровары (хакама), схожие с юбкой и являвшиеся отличительным знаком самурая. Их первое праздничное одевание являлось семейным торжеством и соотносилось с походом в храм бога — покровителя семьи.
В процессе церемонии самурай получал взрослое имя, образовывал церемониальное сожительство со своей невестой (хода-авасэ), и проходил проверку силы самурая
Свод правил самурайского кодекса указан в самом конце сборника сочинений Ямамото Цунэтомо. Самих по себе правил (а вернее заповедей) всего четыре. Сам же трактат о пути бусидо состоит из 11-ти книг: здесь можно увидеть примеры доблестного поведения самураев древности и современников автора произведения. На примере этих людей предлагает учиться Цунэмото, в их жизненном пути искать сил и ответов на важнейшие вопросы бытия и повседневности.
Заповеди самурая
- Не позволяй другим превзойти себя на пути самурая.
- Будь всегда полезен хозяину.
- Помни о долге сына перед своими родителями.
- Проявляй великое сострадание и помогай людям.
Правила поведения в обществе
- Прежде чем выразить человеку свое мнение, подумай о том, в состоянии ли он его принять.
- Зевать в присутствии других людей — признак плохого тона.
- Говорить, потупив взгляд, неучтиво.
- Нехорошо ходить, засунув руки в разрезы по бокам хакама.
- Правила написания писем требуют, чтобы ты всегда отвечал письмом на письмо — пусть даже твой ответ будет длиной в одну строку.
- Совершив ошибку, нужно тут же ее исправить. Если это сделать без промедления, она скоро будет забыта.
- Тот, кто пьяным хватается за меч, проявляет не только безрассудство, но и трусость.
- Даже если ты знаешь, что тебя могут сразить в этот самый день, ты должен достойно встретить свою смерть и позаботиться о внешнем виде. Ведь враги будут презирать тебя, если ты будешь выглядеть неаккуратно.
- Самурай должен избегать большого количества сакэ, чрезмерной гордости и великой роскоши.
- Спрашивать, когда знаешь, означает поступать вежливо. Спрашивать, когда не знаешь, абсолютно необходимо.
Отношение к своей жизни
- Всю свою жизнь прилежно учись. Каждый день становись более искусным, чем ты был за день до этого, а на следующий день — более искусным, чем сегодня. Совершенствование не имеет конца.
- Подражание чужим традициям — это потворство.
- Путь самурая — это стремление к смерти. Десять врагов не совладают с одержимым человеком.
- Когда сталкиваешься с неудачами и трудностями, недостаточно просто не беспокоиться. Когда сталкиваешься с трудностями, нужно смело и радостно бросаться вперед.
- Серьезность болезней и другие несчастья определяются нашим отношением к ним.
- Человек ничего не стоит, если он не понимает, что «сейчас» и «то самое время» — это одно и то же.
- Поскольку смерть всегда рядом, нужно прилагать усилия и действовать без промедления.
- Воистину жизнь человека длится одно мгновение, поэтому живи и делай, что хочешь.
- Если человек не совладал со своим телом и рассудком еще вначале, он никогда не одолеет врага.
- Приниматься нужно только за то, что можно закончить в течение одного дня. Завтра тоже будет только один день.
Комментариев нет:
Отправить комментарий