Жа́нна д’Арк, Орлеанская дева (совр. фр. Jeanne d’Arc[1]; 6 января 1412 — 30 мая 1431) — национальная героиня Франции, одна из главнокомандующих французскими войсками в Столетней войне.
Жанна родилась в 1412 году в деревне Домреми на границе Шампани и Лотарингии в семье дворян. Интересно, что Жанна никогда не называла себя Жанной д’Арк, а лишь «Жанной Девственницей», уточняя, что в детстве её называли Жанеттой.
Ее детство пришлось на тяжелый для Франции период Столетней войны: согласно договору в Труа (21 мая 1420 года), король Англии Генрих V становился наследником французского престола и правителем Франции, а законный наследник, дофин, будущий король Карл VII от престолонаследия отстранялся, что фактически означало присоединение Франции к Англии. Молва обвиняла королеву Франции, Изабеллу Баварскую, в том, что она была инициатором этого договора; по стране распространялось пророчество: «Женщина погубила Францию, дева ее спасет».
В 13 лет Жанна впервые, по её уверениям, услышала голоса архангела Михаила, святой Екатерины Александрийской и, как считается, Маргариты Антиохийской, которые якобы открыли, что именно ей суждено снять осаду с Орлеана, возвести дофина на трон и изгнать захватчиков из королевства. Так 4 марта 1429 года Жанна прибыла в резиденцию дофина Карла. Дофин воспользовался тем, что Жанна писала ему в письме, что обязательно узнает его, и устроил ей проверку, посадив на трон другого человека и встав в толпе придворных. Однако Жанна выдержала испытание, узнав короля.
Она объявила ему, что послана Небом для освобождения страны от английского господства и попросила войска для того, чтобы снять осаду Орлеана. В Шиноне Жанна изумила Карла VII и молодого герцога Алансонского своим мастерством в верховой езде, своим безупречным знанием игр, распространенных среди знати: кентен, игра в кольца, — требовавших совершенного владения оружием.
Создавалось впечатление, что эта девушка воспитана была не в полях, а в школах, в тесном общении с науками.
Карл, однако, колебался. Сначала он приказал, чтобы матроны подтвердили девственность Жанны, затем отправил её в Пуатье, где она должна была подвергнуться допросу богословов, а также отправил гонцов на её родину. После того, как не было найдено ничего, что могло бы бросить тень на репутацию девушки, Карл решился передать в её руки командование войсками и назначил её главнокомандующим.
Жанна — военачальник
После назначения для Жанны изготавливают доспехи (она получила специальное разрешение комиссии богословов из Пуатье на ношение мужской одежды), знамя и хоругвь. Меч для неё был найден в церкви Сент-Катрин-де-Фьербуа согласно повелению самой Жанны. По легенде, этот меч принадлежал Карлу Великому.
Известие о том, что армию возглавляет посланница Бога, необычайно повысило боевой дух французов. 29 апреля Жанна во главе небольшого отряда проникла в осаждённый Орлеан. 4 мая уже была одержана первая победа — был взят бастион Сен-Лу, а в ночь с 7 на 8 мая английские войска были вынуждены оставить занимаемые позиции и снять осаду. Несмотря на сомнения и колебания дофина Карла, войска под предводительством Жанны одержали ряд побед на Луаре, а 18 июня состоялась решающая битва с английской армией при Пате, закончившаяся полным разгромом англичан.
После успешной военной кампании Жанна отправилась к наследному принцу и настояла на том, чтобы его коронация прошла в Реймсе, традиционном месте проведения этой церемонии. Торжественное миропомазание Карла состоялось 17 июля. Жанна стремилась убедить короля начать вторую активную кампанию, наступать на Париж, тем более, что ситуация была более чем благоприятной, но колебания монарха привели к неудачной попытке взять столицу, наступление было прекращено, а 21 сентября армию и вовсе распустили.
Возобновившиеся весной 1430 года военные действия проходили довольно вяло, а 23 мая в Компьене Жанну взяли в плен бургундские войска. Король Карл отказал народной героине в помощи и вскоре Жанна была передана англичанам и уже осенью оказалась в Руане.
Процесс и осуждение
Процесс начался 21 февраля 1431 года. Несмотря на то, что формально Жанну судила церковь по обвинению в ереси, она содержалась в тюрьме под охраной англичан как военнопленная. Возглавлял процесс епископ Пьер Кошон, ярый приверженец английских интересов во Франции.
Английское правительство нисколько не скрывало ни своей причастности к суду над Жанной д’Арк, ни того значения, которое оно этому суду придавало. Оно взяло на себя все связанные с ним расходы. Сохранившиеся и опубликованные документы английского казначейства в Нормандии показывают, что эти расходы были немалыми.
В хрониках венецианца Морозини прямо сказано:
«Англичане сожгли Жанну по причине её успехов, ибо французы преуспевали и, казалось, будут преуспевать без конца. Англичане же говорили, что, если эта девушка погибнет, судьба не будет больше благосклонна к дофину».
В ходе процесса выяснилось, что обвинить Жанну будет не так-то просто — девушка держалась на судилище с потрясающим мужеством и уверенно опровергала обвинения в ереси и сношениях с дьяволом, обходя многочисленные ловушки.
Поскольку не удавалось добиться от неё признания в ереси, суд начал концентрироваться на тех фактах, где добровольное признание Жанны не требовалось — например на ношении мужской одежды, пренебрежении авторитетом Церкви, а также пытался доказать, что голоса, которые слышала Жанна, исходили от дьявола. Вопреки нормам церковного суда Жанне не разрешили подать апелляцию Папе и проигнорировали благоприятные для Жанны выводы процесса в Пуатье.
В надежде сломить волю узницы её содержали в ужасных условиях, английские стражники оскорбляли её, трибунал угрожал ей пыткой, но всё напрасно — Жанна отказывается покориться и признать себя виновной. Кошон понимал, что если он осудит Жанну на смерть, не добившись от неё признания вины, то лишь поспособствует возникновению вокруг неё ореола мученицы.
24 мая он прибегнул к откровенной подлости — предъявил узнице готовый костёр для её казни через сожжение и уже возле костра обещал перевести её из английской в церковную тюрьму, где ей будет обеспечен хороший уход, если она подпишет бумагу об отречении от ересей и послушании Церкви. При этом бумага с текстом, зачитанным неграмотной девушке, была подменена другой, на которой был текст о полном отречении от всех своих «заблуждений», на которой Жанна поставила крест. Естественно, Кошон и не думал выполнять своё обещание и снова отправил её в прежнюю тюрьму.
Через несколько дней под предлогом того, что Жанна снова надела мужскую одежду (женская была у неё отобрана силой) и, таким образом, «впала в прежние заблуждения» — трибунал приговорил её к смерти.
30 мая 1431 года Жанна д’Арк была сожжена заживо на площади Старого Рынка в Руане. На голову Жанны надели бумажную митру с надписью «Еретичка, вероотступница, идолопоклонница» и повели на костёр. «Епископ, я умираю из-за вас. Я вызываю вас на Божий суд!» — с высоты костра крикнула Жанна и попросила дать ей крест. Палач протянул ей две скрещённые хворостины. И когда огонь охватил её, она крикнула несколько раз: «Иисус!». Почти все плакали от жалости. Её пепел был рассеян над Сеной. В музее города Шинон хранятся останки, якобы принадлежащие Жанне д’Арк, хотя, по исследованиям учёных, эти мощи ей не принадлежат.
После смерти
Осуждение и казнь Жанны д’Арк не помогли англичанам — от удара, нанесённого ею, они так и не смогли оправиться. Граф Уорик, запоздало поняв, какое воздействие на страну оказала коронация Карла в Реймсе, устроил свое «миропомазание» юного Генриха VI в Соборе Парижской Богоматери в декабре 1431 года, которое, однако, мало кем во Франции было воспринято как законное.
В 1452 Карлом VII был инициирован процесс, с целью оправдать Жанну. Были изучены все документы, опрошены все свидетели, в результате чего все пришли к выводу, что казнь была незаконной. В июле 1456 судьи зачитали вердикт, который полностью оправдывал казненную девушку, восстановив ее доброе имя.
Комментариев нет:
Отправить комментарий