воскресенье, 28 апреля 2013 г.

Вербное воскресенье. Праздник и его история.



28 апреля православные отметили праздник Вербного воскресения, но мало кто знает в чем истинный смысл праздника.  
Праздник Входа Господня в Иерусалим Вербное воскресенье еще называется праздником «Вайи»—ветвей финиковой пальмы, которыми приветствовали Иисуса встречавшие Его жители Иерусалима. В России же этот праздник называется «Вербным воскресеньем», поскольку на севере первое растение, которое оживает после долгой зимы - это верба и в этот день молящимся раздаются освященные ветви вербы. Этот праздник отмечается христианской церковью с III века, на Русь же он пришел в Х веке.

История праздника

В городе Вифании, недалеко от Иерусалима, жил праведный Лазарь с сестрами Марией и Марфой. В этом семействе часто бывал Иисус, потому что любил их за согласие и благочестие. Когда Лазарь заболел, сестры известили об этом Иисуса в надежде на его помощь. Однако это печальное известие Христос получил с опозданием и прибыл в Вифанию на третий день после его смерти, уже зная, что Лазарь умер. Вышла навстречу ему сестра Лазаря Марфа и сказала: «Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой». На что Иисус ответил: «Воскреснет брат твой». Иисус подошёл к пещере, в которой был похоронен Лазарь, и повелел убрать камень. А когда камень отвалили, он поднял глаза к небу и воскликнул: «Отче! Благодарю Тебя, что ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня, но сказал это для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня». А потом, Иисус воскликнул: «Лазарь, иди вон!» И Лазарь тотчас поднялся из гроба и вышел из пещеры. 
Тогда Христос и собрался отпраздновать праздник Пасхи в Иерусалиме. Вместе с ним отправилось немало народа, и сопровождали его с пышностью, как когда-то на Востоке сопровождали царей. Но первосвященникам иудейским совсем не нравились почести, оказываемые народом Христу, и они думали, как его убить. Сначала все шли пешком, а когда дошли до селения Виффагия, Иисус подозвал к себе двух учеников и сказал им, чтобы они пошли в селение, нашли там ослицу привязанную и молодого осла с нею и привели их к нему. И наказал, что если их будут спрашивать, зачем они берут животных, отвечать, что они надобны Господу.
Ученики послушались и привели ослицу и ослёнка и положили на них свои одежды. Вот на этом ослике и поехал Иисус Христос, сопровождаемый толпой с пальмовыми ветками в руках.

Люди же, пришедшие на праздник, узнав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и стали восклицать: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!».
Под ноги Христу бросали ветки, срезанные с пальм, и стелили свои одежды. И взрослые, и дети приветствовали Мессию, видя в нём пророка и чудотворца. Весь простой народ, поверив в светлое могущество Учителя, готов был признать в нём своего царя, который даст ему свободу. И когда кто-нибудь спрашивал: «Кто это?», - ему отвечали: «Это Иисус, Пророк из Назарета Галилейского». Ученики же Иисуса Христа стали громко прославлять его за все чудеса, которые они видели. Книжники и фарисеи потребовали, чтобы Христос запретил ученикам делать это, но Иисус ответил: «Сказываю вам, что если умолкнут, то камни возопиют». Первосвященники убить его при народе не решались и только роптали и думали, как же извести Христа, но не своими руками.
Иисус же тем временем сказал народу: «Пришёл час прославиться Сыну Человеческому. Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрёт, то останется одно, а если умрёт, то принесет много плода. Ныне суд миру сему. И когда я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе». Потом Иисус вошёл в храм Божий и выгнал из него всех продающих и покупающих в храме, опрокинул он и столы меновщиков, и скамьи продающих голубей. Говоря при этом: «Дом Мой домом молитвы наречётся, а вы сделали его вертепом разбойников».
Народ смотрел на Христа с восхищением. А когда подошли к нему слепые и хромые, Он их исцелил. Покинув Иерусалим, Христос вернулся в Вифанию.
Смысл праздника Вербное воскресенье
Таким образом праздник Вербное воскресенье связан со знаменитым входом Христа в Иерусалим верхом на осле, с чего и начали его крестные страдания. К стати рассказы об этом событии присутствуют в Евангелиях от всех четырех евангелистов - Марка, Матфея, Луки и Иоанна.
Праздник Вербное воскресенье имеет такое важное значение для всех верующих потому, что вход Иисуса в Иерусалим символизирует начало его добровольных страданий ради людей. А въезд его в город на осле был связан с тем, что во времена Христа все земные цари и победители въезжали в Иерусалим на ослах или лошадях, а народ встречал их с криками и взмахами пальмовых веток. Но Христос въезжал не как победитель или земной царь, а как царь Небесного царства и Победитель греха и смерти. И он знал, что его ждет, осознанно идя на смерть ради всех живущих.
На Руси этот праздник получил название Вербное воскресенье, потому что его символом являются первые распустившиеся ветки – ветки вербы, ивы или ветлы (ивовых растений).
Обычаи вербного воскресения
Ветки ивовых растений в праздник Вербное воскресенье символизируют финиковые ветви, которыми евреи встречали Христа во время его входа Иерусалим.
В праздник Вербное воскресенье ивовые ветки освящают в церкви и ставят дома рядом с иконами до следующего Вербного воскресенья. На Руси считалось, что освещенные веточки вербы обладают мистической силой и помогают отгонять злых духов от дома, его жителей и скота. Веточка вербы была верным средством против сглаза, порчи, нападения хищных зверей и различных других неприятностей жизни.
С вербой и праздником Вербное воскресенье вообще было связано очень много примет и обычаев. Например, считалось полезным такое «развлечение»: после утренней службы освященной вербой слегка ударяли детей, знакомых и родственников со словами: «Верба хлыст, бей до слёз. Не я бью, верба бьёт. Будь здоров, как верба». Скоту перед первым выгоном на пастбище давали съесть несколько веточек вербы, а еще несколько веточек вербы клали в хлев. Считалось, что такие ритуалы приносят крепкое здоровье и отгоняют нечистую силу. А незамужних девушек или тех, кто только-только вышел замуж, ударяли освященной вербой для того, чтобы у них родилось много здоровых детей. Кстати, верба для этого выбиралась не случайно – на Руси считалось, что верба была одним из самых живучих и сильных деревьев. Существовало даже поверье, что в какую бы землю и как бы не воткнуть ветку вербы – она все равно примется и будет расти. Поэтому что, как не верба, могло дать здоровье и благополучие?
Верба в праздник Вербное воскресенье также помогала решать важные задачи и дела. Для этого достаточно было съесть 3 почки вербы, освещенной в церкви в Вербное воскресенье, и запить «трапезу» святой водой с мыслями о деле, в котором необходима удача. Правда, часто прибегать к помощи вербы не рекомендовалось – лишний раз беспокоить высшие силы не следовало во избежание проблем.
Верба в праздник Вербное воскресенье могла даже помочь любовных делах. Считалось, что если с самого утра в Вербное воскресенье девушка начинала думать о любимом человеке, который, к сожалению, в свою очередь, не обращал на нее внимания – то вечером он придет к ней в дом и позовет ее погулять. Возможно, исполнение желания в праздник Вербное воскресенье как-то и связано с силой вербы, но, возможно, это очередное проявление тезиса, что мысль материальна. Но, так или иначе, в Вербное воскресенье желания исполняются быстрее!
Верба продавалась на Руси на вербных базарах, которые очень любили дети. Ведь помимо ивовых веточек, на вербных базарах в Вербное воскресенье можно было купить интересные игрушки, книжки или вкусности. А к пучку вербы обязательно привязывали фигурку ангелочка – вербного херувима.
В праздник Вербное воскресенье, несмотря на пост, разрешалось есть рыбу. Кроме того, в Вербное воскресенье варили кашу,  добавляя туда вербные сережки.

Как проводится богослужение

Богослужение Вербного Воскресенья начинается в субботу вечером. На праздничном Всенощном бдении, то есть на вечерней службе накануне праздника совершается освящение верб (ветка вербы символизирует победу жизни над смертью - Воскресение Господне). После чтения Евангелия священники совершают каждение верб, читают молитву и окропляют ветви святой водой. Обычно окропление повторяется и в сам день праздника, после литургии. Освященные вербы раздаются молящимся во время помазания елеем (маслом). С веточками и зажженными свечами стоят верующие во время чтения канона праздника, тем самым изображая собой древних жителей Иудеи, вышедших на встречу Господу при Его входе в Иерусалим. Свечи, которые держат верующие, символизируют величие и светлость торжества Воскресения Господа и немерцающий свет блаженного воскресения для вечной жизни. Принесенные в этот день из церкви веточки вербы ставят в переднем углу за икону и хранят весь год до следующего Вербного воскресенья. В самый день праздника совершается Литургия св. Иоанна Златоуста. Богослужебные тексты связаны по смыслу с событиями воскрешения Лазаря и торжественного входа Иисуса Христа в Иерусалим накануне крестных страданий. Богослужение Входа Господня в Иерусалим совершается в зеленых священнических облачениях (зеленый цвет - один из символов возрождения жизни; он же связан и с воспоминанием о живой зелени пальмовых ветвей, которыми приветствовали Христа жители Иерусалима). В этот день верующим, соблюдавшим 40-дневный пост, разрешается есть рыбу и пить вино.

Комментариев нет:

Отправить комментарий