МИХАИЛ ПАЗИН
В старину воров, грабивших церкви, называли «клюквенниками». Собственно старинные иконы их не интересовали — на них попросту не было спроса. А вот похитить церковную драгоценную храмовую утварь, содрать с иконы ценный оклад, забрать деньги из свечного ящика — это было их ремесло. Нередко они не останавливались и перед убийством. Вот лишь несколько примеров из уголовной практики 1909 года.
Ограбление Кизлярского собора
«В последних числах июля в городе Кизляре был ограблен Казанский собор», – сообщал «Терек» в августе 1909 года и передавал подробности этого происшествия.
Грабитель по-видимому, еще засветло укрылся в колокольне собора. Потом, провернув коловоротом ряд отверстий в двери, ведущей в храм, выломал часть дверной доски и через это небольшое отверстие проник внутрь, где по всей вероятности, «работал» часа два-три. Оторвав болты на свечном ящике, грабитель забрал всю свечную выручку этого месяца, приблизительно рублей 30–35, лом серебра и негодные серебряные
деньги. В алтаре грабитель показал всю свою наглость. Со святого престола все было сброшено. Облачение престола грабитель приподнимал, думая, что под престолом прячут деньги. Две серебряные чаши, дискос и все принадлежности жертвенника оказались на полу. Одна чаша была помята – грабитель, вероятно, наступил на нее впотьмах. В ризнице все шкафы были открыты, а ящики выдвинуты. Везде были видны следы поисков. В ризнице стояли принесенные грабителем две кружки: одна была вскрыта, и часть денег, копеечного достоинства, лежала около нее, другую кружку он не вскрывал. Грабитель перекопал все шкафы, смотрел под престолом, передержал в руках все принадлежности престола и жертвенника, но, кроме денег из свечного ящика, ничего не взял. Не взял даже денег из братской кружки, в которой тоже было до 30 рублей. Можно полагать, что кроме денег ему захотелось забрать еще и дорогие вещи, так как серебряные кресты, взятые с престола, лежали около свечного ящика.
Скрылся грабитель через то же отверстие. Забравшись на колокольню, он вышел на крышу собора и по водосточной трубе спустился на землю. Собор по ночам охраняют сторожа, но они ничего не видели и не слышали.
Убийство и святотатство
«В селе Сокиренцы Прилукского уезда имел место следующий случай убийства, святотатства и кражи из церкви», — рассказывал «Полтавский голос» в ноябре 1909 года.
"В саду помещицы графини Е.П.Ламздорф-Галаган неизвестные злоумышленники, убив ночного сторожа, казака села Сокиренцы Федора Квита, 53 лет, посредством пробуренных дыр взломали нижнюю часть филенчатой двери в Павловской владельческой церкви и проникли в нее. В алтаре злоумышленники оборвали и тут же бросили металлическое облачение престола
Ценность похищенных вещей составляла около 3800 рублей, наличных денег – около 35 рублей, порча же металлического облачения престола оценивалась в 300 рублей.
Дерзкое похищение церковной утвари и бриллиантов
«По линии Николаевской железной дороги со станции Тверь разослана экстренная телеграмма о розыске и принятии мер к аресту трех неизвестных злоумышленников, которые подозреваются в дерзком ограблении одного из тверских храмов», — сообщал «Петербургский листок» в ноябре 1909 года.
"В районе 4-го участка в Твери находился богатый, недавно построенный храм во имя иконы Божьей Матери Всех Скорбящих Радость. Этому храму на средства богатых купцов-прихожан (церковь располагалась в торговом месте) были подарены драгоценные украшения, как для икон, так и всей церковной утвари в алтаре. Утром сторожа церкви обнаружили, что с северной стороны храма одна дверь взломана. Взломанным также оказалось одно окно с железной решеткой. Об этом происшествии было немедленно сообщено полиции. При осмотре храма были обнаружены следы воров-святотатцев. Когда полицейские вошли в алтарь, то не нашли здесь многих дорогих церковных сосудов. Помимо всего прочего, исчезли четыре чаши. Из них одна была литого золота, а остальные позолоченные. Кроме того, пропали три дарохранительницы, из которых одна также была чистого золота
«Стоимость похищенного пока точно не исчислена, но достигает нескольких десятков тысяч руб-лей», — писала газета.
Вооруженное нападение на монастырь
«На днях неизвестными злоумышленниками было совершено вооруженное нападение на женский монастырь «Соколова пустынь» в Серпуховском уезде», – писала газета «Раннее утро» в августе 1909 года.
Монастырь был расположен в красивой местности на берегу реки Оки в двух верстах от деревни Лужники. Монастырь был бедный, в нем находилось всего 35 монахинь, которые вели тихую трудовую жизнь под наблюдением игуменьи-старицы Анатолии.
В тот вечер в обители было тихо. Почти все монахини спали, но в некоторых кельях еще теплились лампады. В это время через ограду монастыря при помощи веревки перелезли трое злоумышленников, вооруженных револьверами. Неизвестные принесли с собой в мешке целый арсенал воровских инструментов – пилы, долота и тому подобное. Подкравшись к храму, злоумышленники распилили решетку в окне алтаря, взломали его и проникли внутрь. Первым делом святотатцы ограбили алтарь. Они взяли напрестольный крест, дарохранительницу и другие предметы церковной утвари. После этого грабители взломали свечной ящик, все документы перерыли и разбросали по полу, а находившиеся в ящике 20 рублей 50 копеек похитили. Покончив с ограблением храма, грабители направились к кладовой, взломали ее и, пройдя внутрь, разыскали несколько бутылок церковного вина, которые здесь же и выпили. Бутылки бросили на полу кладовой. Не удовольствовавшись этим, громилы отправились дальше и проникли в келью матушки Паисии. Появившись в келье, они застали монахиню за молитвой. На перепуганную Паисию вмиг было направлено три револьвера.
— Да простит вас Бог, — сказала монахиня. – Кто вы и что вы хотите?
— Все ваши сбережения: мы слышали, что у вас много денег, не отдадите – рискуете жизнью!
После этого монахиня добровольно отдала все свои сбережения – их было только 12 рублей. Забрав деньги, грабители приказали Паисии не поднимать шума в течение 20 минут и скрылись тем же путем через ограду. Когда ударили в набат и подняли тревогу, грабителей уже и след простыл.
Похититель икон
Следующий случай похищения икон, пожалуй, относится к разряду курьезов, но тем он и примечателен, поскольку просто так тогда икон никто не воровал.
В Киеве был задержан мещанин Фроим Халамер, 32 лет, покушавшийся на похищение иконы святого Николая Чудотворца из… полицейского управления! Похитителя задержала на месте преступления секретарь полиции с урядником. Халамер вечером вошел в помещение полицейского управления, смело направился в угол комнаты, снял икону и хотел скрыться, но в это время был пойман.
За несколько дней до этого случая неизвестно кем была украдена икона из присутствия комитета городской управы, причем вор через открытую форточку просунул руку и, открыв все окно, проник в помещение. Также вечером из запертого помещения общественной библиотеки была похищена икона: в этом случае вор пробрался в помещение с помощью подобранного ключа.
«На квартире Халамера при обыске были найдены обе похищенные ранее иконы. Задержанный Фроим Халамер заявляет, что он желает перейти в православие и потому и похищает иконы. Объяснения задержанного и его странное поведение наводят на мысль, что Халамер психически ненорма-лен», – писал «Киевлянин» в ноябре 1909 года.
И впрямь, только психически ненормальный человек мог в открытую попытаться похитить икону из полицейского управления!