понедельник, 3 июня 2013 г.

Браконьеры – борьба не на жизнь, а на смерть...



http://www.allkriminal.ru/article/5333/455
ИГОРЬ БАКШЕЕВ, СОБКОР ПО ДАЛЬНЕМУ ВОСТОКУ

Дальневосточный федеральный округ держит прочное лидерство по уровню преступности. Этот факт с сожалением констатируют сегодня многие. Недавно на востоке страны завершилась осенняя путина. Все перекрестились. Между тем многочисленные дальневосточные рыбно-икорные «войны» грозят России многомиллиардными убытками.
(Окончание следует.)


Предисловие

Кета, осетр и калуга всегда были у дальневосточников и в чести, и в цене. Равно как и лососевая, и черная икра. Так же, как и у всех россиян. Правда, любителям деликатесов несколько портят аппетит всякие там операции: то под кодовым названием «Путина», то еще под каким-нибудь потребным словом. Но волков бояться – в лес не ходить, а народ в глубинке живет, как известно, дюже отчаянный.
Сегодня на Дальнем Востоке России по-прежнему воруют рыбу, икру и краба. Но не килограммами, как это было около полутора десятков лет назад, а десятками и сотнями тонн. Современные расхитители биоресурсов стараются не делить похищенное на мелкие партии и если уж отправляют деликатесы в другие регионы или за границу, то фурами, целыми вагонами и даже… самолетами! К сожалению, как признают сами правоохранители, какая-то часть преступлений остается нераскрытой. Правда, охрана биоресурсов, как известно, давно взята силовиками под особый контроль. Но цифры показывают, что хищнический лов морских и речных биоресурсов не снижается, несмотря на все усилия наших различных «органов».

Мафия и море

Какие только суда не бороздят сегодня морские просторы нашей страны на ее восточных рубежах! В минувшем году пограничникам приходилось обезвреживать плавучих браконьеров даже… с монгольским «гражданством» – с портом приписки в Улан-Баторе, даром что «кораблями» в Монголии называют разве что верблюдов.
Между тем вот уже несколько лет подряд в операции «Путина» кроме милиционеров и сотрудников рыбоохраны принимает участие такое количество сотрудников различных силовых структур, вплоть до ФСБ, что, кажется, желающих поживиться за счет браконьерства должно не остаться. Но вот парадокс, от этого их не только меньше не становится – количество незаконно выловленной рыбы ценных пород постоянно растет. Видимо, штрафы, которые в основном назначают суды за подобные преступления, не идут ни в какое сравнение с тем, какие деньги можно выручить за украденное добро.
По официальным данным, только лишь в 2005 году на Дальнем Востоке незаконно было добыто биоресурсов на сумму свыше 111,5 миллиона рублей. А сколько было добыто на самом деле?.. У браконьеров изъято более 10 тонн морепродуктов, 443 килограмма черной икры, 58,4 тонны лососевой икры, осетра и красной рыбы более чем 100 тонн. Конфискованная продукция была передана на коммерческие предприя-тия, имеющие разрешение на ее реализацию. Впрочем, большая часть продукции заготавливается и перерабатывается в антисанитарных условиях, вот и приходится ее попросту уничтожать.

Что же касается года нынешнего, то данные еще обрабатываются, но по предварительным данным дальневосточные милиционеры в этом году возбудили несколько сотен уголовных дел, в отношении многих браконьеров уже прозвучали приговоры суда. Максимальное наказание – 7 лет лишения свободы – получил капитан одного из камчатских малых рыболовецких судов. Имея разрешение на вылов 35 тонн минтая, судно добыло аж 600 тонн сырца. На момент милицейской проверки улов уже успели реализовать.

Криминальный полуостров

Кстати, Камчатка – самый, пожалуй, криминальный край по части браконьерства. Еще три капитана не так давно оказались в черном списке. Двое из них, управляя рыболовными судами, незаконно пересекли границу России и выловили в исключительной экономической зоне без соответствующего разрешения 9 тонн рыбы. В отношении обоих возбуждено уголовное дело по статье 253 УК РФ («Нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации»). Третий камчатский капитан «засветился» на вылове краба безо всякого на то разрешения.
К сожалению, как признают сами милиционеры, какая-то часть преступлений остается нераскрытой. Факты, когда за взятки сотрудники силовых структур становятся соучастниками преступлений, хорошо известны.
В свое время прокуратура Камчатской области возбудила уголовное дело сразу по двум статьям Уголовного кодекса – 286-й («Превышение должностных полномочий») и 292-й («Служебный подлог») – в отношении сотрудника управления по борьбе с организованной преступностью, который при досмотре корабля обнаружил и изъял 1375 килограммов вареного краба, при этом официально оформил конфискацию только пятой части продукта, остальной же деликатес… забрал себе!

«Я расскажу тебе про Магадан, слушай…»

Не отстают от камчатских «коллег» и магаданские браконьеры. У них в этом году отобрали… более 11 тонн икры!
В ходе оперативно-профилактических мероприятий «Путина-2006» сотрудники Управления Россельхознадзора по Магаданской области и областного УВД с 24 июня по 25 сентября выявили 484 факта незаконно выловленной рыбы и контрафактной рыбопродукции.
По словам специалистов, всего с начала этого года на Колыме вскрыто свыше 800 нарушений, к административной ответственности привлечено почти 700 человек, наложено штрафов на сумму более 500 тысяч рублей. Количество изъятых и задержанных водных биоресурсов составило: икры – 11 тонн, рыбы – почти 90 тонн. Изъято 454 единицы орудий лова и 65 транспортных средств. В правоохранительные органы для возбуждения и привлечения к уголовной ответственности направлено 23 дела на 28 человек.

Идет охота на кету, идет охота…

Немало лодок превращается в решето либо уходит под воду в каждую из путин на Амуре-батюшке. Иногда – вместе с владельцами. Другие – покупатели и перекупщики – просто исчезают, и находят их, точнее, то, что от них осталось, нескоро. Вот так запросто расставляют все точки над «i» местные хозяева, охраняя свои права на добычу.
Путину на Амуре одни ожидают с нетерпением, другие – с тревогой: что день грядущий принесет? К первым относится, в основном, та часть местного населения, которая с юношеских лет не ладит с законом и именуется одним словом – браконьеры. А ко вторым – лица, призванные этот самый закон чтить и защищать, не щадя, как говорится, живота своего.
Браконьеры готовятся к путине загодя и как следует: регулируют движки на лодках и катерах, проверяют и чинят снасти, чистят припасенные нарезные и прочие стволы. Сеточка – «трехстенка», мотор на лодке навороченный.
— Самая уловистая снасть – «китайка». Те, что продаются на рынке, – для лохов. «Дель» у нее, как забор, не пушится в воде. Рыба только ударяется и отходит. Надо брать сетку с большим «пахом», чтобы кета влетала в нее, как в мешок, – делятся браконьеры своим рыбацким «секретом». – Фортуну нельзя отпускать.
Соответствующим образом экипируются и борцы с нелегалами: создаются специальные рейдовые группы и бригады, изучаются места будущих «боев», прокладываются маршруты патрулирования.
Впрочем, по большому счету, определить, кто на самом деле истинный и матерый браконьер, а кто – просто семейный добытчик, точно невозможно. Причина тому проста. Население поселков, расположенных бог знает на каком расстоянии от больших городов Приамурья и окруженных дремучей тайгой, живет или, точнее, выживает в основном за счет даров леса и реки. Естественно, одними лишь ягодами, грибами да папоротником сыт не будешь. От ловли на удочку толку тоже немного. Вот и приходится незаконно бить зверье и птицу да забрасывать сети в период хода красной и белой рыбы. Ведь на лов последней – законный и браконьерский – выходит, как говорится, и стар и млад, потому как с давних пор жители Приамурья считают, что жить у великой реки и быть без рыбы – грешно. Занимайся подобным, но, что называется, в меру, для себя – вопросов бы возникало куда меньше. Но многие борзеют. Да так, что за державу порой становится обидно.
Осенью на трассе Хабаровск–Комсомольск-на-Амуре заметно прибавляется автотранспорта. Верная примета, что пошла осенняя кета. А это долгожданная «фиеста» для браконьеров.
Хотя отлавливать красную рыбу можно и на законных основаниях, заключив договор на любительское и спортивное рыболовство в ФГУ «Амуррыбвод». Этот документ разрешает вылов шести кетин на одного человека.
Как поясняют контролеры из «Амуррыбвода», ситуация с приловом из года в год не меняется: не секрет, что сколько кеты в сеть заходит, столько рыбаками и осваивается. Как бы инспектор тщательно ни проверял содержимое лодок, но, попадись ему на глаза красноперый «излишек», он не имеет права реализовать его тому же рыбаку – произвести доплату в 60 рублей за одну кетину прямо на тоне. Нет на тоне кассового аппарата, квитанций, печатей и т.д. Рыбак должен сам поехать в управление «Амуррыбвода», оформить лицензию, оплатить лишние «хвосты» в Сбербанке. Но видели ли вы когда-нибудь такого рыбака? А если, к примеру, это выходной день и «Амуррыбвод» не работает? Да и обстоятельства у людей разные – нет лишних денег, времени и т.д. Короче, легче прилов скрыть.
— А что на реке творится ночью! Рыбоохрана-то работает с 8 до 17 часов. А суббота и воскресенье у них по приказу – выходные, – вздыхают госинспекторы. – Если лет десять назад из пойманных десяти нарушителей восемь ловили рыбу для себя, а двое – на продажу, то сейчас ситуация кардинально изменилась: из 10 девять рыбачат в основном на продажу. Причем, собрав деньги на бензин, первую рыбу продают, чтобы оправдать его, потом солят немалое количество себе и еще едут на рыбалку, на этот раз за деньгами.
Раньше все рыбачили капроновыми сетками, «тряпками», как их называли, а теперь – «жилковыми липучками» из Китая.
Как считают специалисты, сколько населению ни дай лимитов, все будет мало. В нынешнюю путину на Хабаровский сельский район было выделено более 10 тонн крас-ной рыбы, реализовано около 500 лицен-зий. Но…
Ход рыбы лучше всего наблюдается… на рынках Хабаровска. Вот средние цены, по которым рыбаки сегодня успешно сбывают здесь свой товар: килограмм зубаря, то есть кетового самца, – 80 рублей, непотрошенная самка – 100, литровая банка засоленной отборной красной икры – около 1000 рублей.
…Ночью на реке слышны звуки моторок. После 20 часов рыбалка запрещена, да и охранителей водоемов нет. Но если в эту пору пролетать через Амур и глянуть вниз с самолета, то реку можно узнать по множеству костров, горящих по ее берегам, по электрическим фонарикам на воде. Ловят кету!
У рыбинспекции за время путины – свой улов. Но по признанию сотрудников отделов по надзору за охраной водно-биологических ресурсов Россельхознадзора, примерно треть рыбы приходится на теневой бизнес. Уж очень много кеты всплывает на диких рынках городов и поселков Дальнего Востока.

Кто виноват и что делать?

Конечно, браконьерство было и раньше. Но полтора года назад началась реформа системы рыбоохраны, и казалось, порядка станет больше. Увы, преобразования, похоже, ни к чему хорошему не привели. Органы рыбоохраны и браконьеры оказались в неравных условиях. Если раньше инспекторы рыбоохраны, выезжая на водоем, имели право быть при оружии, которым могли воспользоваться в случаях, связанных с угрозой их жизни, что служило острасткой для браконьеров, то теперь они переведены в разряд госслужащих и оружие им по рангу не положено. Хорошо еще, что помогают стражи правопорядка. Во время путины с каждым «госслужащим» в катере находится сотрудник милиции. А так, бывший инспектор — хоть с веслом иди на браконьера.
Сегодня среди госслужащих большинства органов рыбоохраны практически нет ни одного молодого работника – не хотят они устраиваться сюда, рисковать жизнью, трудиться за двоих, получая 5–7 тысяч рублей в месяц. Хотя в прежние годы в желающих работать в инспекции недостатка не было.

Между тем

Крупную партию осетра и калуги «выловили» пограничники, сотрудники управления ФСБ России по Хабаровскому краю и бойцы подразделения специального назначения «Альфа» в ходе совместного рейда в Николаевском районе, который прошел в рамках второго этапа специальной пограничной операции «Путина-Амур-2006».
700 килограммов (!) разделанных осетровых были обнаружены ими в морозильной камере плавбазы, что занималась браконьерским ловом рыбы в Амурском лимане близ прибрежного поселка Алеевка.
Внезапное появление пограничников и чекистов, похоже, стало полной неожиданностью для браконьеров. Документы на промысловую деятельность на судне, принадлежащем одной из местных производственно-коммерческих фирм, отсутствовали. К тому же рыба осетровых пород была «замаскирована» летней кетой. А сам капитан плавбазы проявил страшное беспокойство и заявил, что ловом рыбы не занимался, а лишь взял груз на ответственное хранение. Правда, у кого именно взял, «вспомнить» так и не смог. Как выяснилось позже, осетр был полностью подготовлен к отправке для реализации на «черном» рынке.
Материалы по результатам проверки плавбазы были переданы в прокуратуру Николаевского района Хабаровского края для принятия решения о возбуждении уголовного дела по статье 256 УК РФ («Незаконная добыча водных животных и растений»). А изъятые осетровые пока переданы на ответственное хранение как вещественное доказательство.
Ущерб, причиненный государству браконьерами, еще предстоит определить сотрудникам Россельхознадзора. Однако известно, что один экземпляр осетра «тянет» примерно на 9 тысяч рублей.
А самая крупная удача хабаровских силовиков 2005 года – нелегальный цех по хранению и переработке икры и рыбы осетровых и лососевых пород. В нем было изъято 73 килограмма черной икры, добыча которой, кстати, была разрешена только научно-исследовательским институтам, и то в строго ограниченном количестве. Помимо икры браконьеры лишились и более 1000 тонн лосося и стали фигурантами уголовного дела по статье 238 УК РФ («Выпуск или продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности»).

Комментариев нет:

Отправить комментарий