Епископ Борис Гудзяк, ректор Украинского католического университета, считает, что кризис морали в бизнесе вылился в экономический кризис. Вдумчивые экономисты и политики видят, что для здоровой экономики необходимы моральные устои
Епископ Борис Гудзяк, ректор Украинского католического университета
Накануне Пасхи Delo.UA спросило у епископа Бориса Гудзяка, ректора Украинского католического университета, как он относится к расхожему мнению, что "бизнес и мораль вещи несовместимые".
Религиозный человек, интеллектуал, носящий звание "Ученый года 2000", кавалер ордена "За интеллектуальную отвагу" за создание "одного из ведущих украинских центров свободной мысли и свободного духа", почетный гражданин Львова, разумеется, видит опасность негатива, происходящего как в украинском обществе, так и во всем мире. "Думаю, что мы находимся на том этапе, когда истинные ценности теряются", — резюмирует он. Но не паникует. Верит в молодое поколение — сегодня пока еще растерянное, но обладающее критическим даром предыдущих ошибок.
"Коли тривога — тоді й до Бога"
Философ Мирослав Попович, мудрый немолодой человек, основавший вместе c другими интеллектуалами группу "Перше грудня", как-то заметил: правительства, говоря о реформах, заботятся исключительно об экономических аспектах. Все, что связано с духовностью и культурой, остается за забором их приоритетов. Это относится не только к Украине, так происходит во всем мире. Все реформы направлены лишь на улучшение материального благополучия. Как Вы думаете, кто или что в силах исправить этот перекос?
Эпоха модернизма — это апофеоз человеческих способностей. Человек увлекся своим разумом, своими талантами и стал все измерять экономическими критериями. Забывая, что мы не руководим процессами или участвуем в них, но мы являемся еще и ценностью в себе.
Группа "Перше грудня", в которой участвуют Мирослав Повович, Любомир Гузар, Мирослав Маринович, академик Юхновский, начала очень важную инициативу. К их голосу нужно прислушиваться.
В частности, к принятой им Хартии свободного человека. Свободного, но и ответственного. Сегодня именно ответственный человек должен быть в центре мира.
Ответственный человек — это как? Не носящий натуральный мех, например? Почему вспомнила об этом — слишком много пропаганды, причем очень яркой, временами шокирующей, ответственного отношения к зверям, птицам, океанам и лесам. Намного меньше призывов беречь человеческое в человеке…
На фото: С декабря 2012 года Борис Гудзяк является епископом Парижским Украинской Греко-католической Церкви, в которую входят Франция, Бельгия, Голландия, Люксембург и Швейцария
Да, некоторые защитники природы впадают в экстрим: нападают, например, на людей, которые носят меха или устраивают акции, провозглашая позор всем, кто ест мясо. Переживая за природу, забывают о человеке: о проблеме абортов, о разрешении эвтаназии. Ответственный человек смотрит на мир, как на дар. Потому что мир не только наша собственность. Это дар, который следует ценить, которым следует соответственно управлять. И человек является высшей ценностью.
Но боюсь, что сознательность, к которой призывают участники группы "Перше грудня", понимание духовности приходит тогда, когда есть кризис. Помните такую украинскую пословицу: "Коли тривога — тоді й до Бога". А пока тревоги нет, я — господин ситуации и позволяю себе все, что душа пожелает, не считаясь с ближними.
Мы наблюдаем, по крайней мере с 2008 года, как кризис морали в бизнесе вылился в экономический кризис. Вдумчивые наблюдатели — экономисты, политики, социологи видят, что для здоровой экономики необходимы моральные устои. Иначе, рано или поздно, траектория развития приводят к краху. Но в нынешнем совершенно коммерциолизированном мире очень сложно говорить о духовности.
"Любовь — это жертва. А жертвенность с точки зрения экономических школ — это плохой бизнес-план, так как его успех ограничен". Борис Гудзяк
Что вас больше всего тревожит? Где самая непробиваемая стена непонимания?
Проблемой является бездумное навязывание фундаментальных ценностей, ведь они в первую очередь связаны со свободой и любовью. Любовь — это жертва. А со времен Иисуса Христа и до сегодняшнего дня, проповедовать жертвенность непросто. С точки зрения какой-либо из современных экономических школ — это плохой бизнес-план, так как его успех ограничен.
Думаю, что мы находимся на том этапе, когда истинные ценности теряются: что такое человек, что значит вместе съесть обед, поделившись не только калориями, витаминами и минералами, а хлебом, преломляя который, люди становятся ближе и обретают друзей. Нам просто необходимо вернуться к фундаментальным антропологическим ценностям.
Бизнес-филантропии мало, и это ее самый большой недостаток
Как-то миллионер, владелец "Галнафтогаза" Виталий Антонов признался, что разговоры с вами кардинально изменили его представление о ценностях жизни. Не знаю, может, лукавил, а, возможно, и искренне говорил…
Виталий Антонов является одним из наших партнеров по Львовской бизнес-школе Католического университета. Интересно, что в последнее время мы часто получаем приглашения на бизнес-форумы, что проходят как в Украине, так и за рубежом. Предприниматели охотно встречаются с духовенством, такими, как Любомир Гузар. Мыслящие люди понимают, что нужно менять свою жизнь.
А как вы относитесь к филантропии бизнесменов? Особенно к той, о которую активно пиарят? Не больше ли от этого вреда, чем пользы?
Самая большая проблема бизнес-филантропии в том, что ее пока что мало. Это самый большой ее недостаток. Есть много людей, которые могли бы помочь, но не используют эту уникальную возможность. Господь благословил успехом, но человек этому успеху не умеет радоваться, делясь им.
Есть разные жертвователи и в Украине, и в мире. Одним это внутренне необходимо — оказывать кому-то помощь. Другим важно публичное признание и благодарность, что я считаю вполне нормальным. А есть такие, кто еще не дал, но уже хочет знать, какую выгоду он будет иметь от своих пожертвований. То есть для него это инвестиции.
Но и таких людей не стоит перечеркивать — с ними следует встречаться, чтобы помочь им прийти к более глубокому пониманию себя, своих талантов и своей ответственности перед теми, кто живет хуже или кому они помогут: то ли в медицине, то ли в искусстве, то ли в социальном секторе.
"Есть такие, кто еще не дал, но уже хочет знать, какую выгоду он будет иметь от своих пожертвований. То есть для него это инвестиции. Но и таких людей не стоит перечеркивать". Борис Гузяк
Но сами же бизнесмены любят время от времени напомнить социальным критикам, что бизнес и мораль несовместимы. Думаете, не всегда это так?
В Украине слово "бизнес" или "бизнесмен" воспринимается как ругательное. Так сложились обстоятельства. Но ведь предпринимательство — это позитив, а предприниматели — люди, которые думают, которые создают, которые дают работу, развивают технологии. Они лечат, кормят и перевозят людей. Но когда вместо того, чтобы кормить людей, их "съедают", такой бизнес воспринимается людьми с презрением.
Нам необходимо менять бизнес. Но в нем есть люди, которые созданы по образу и подобию Божьему, имеющие от Господа большой дар и талант, которые умеют работать и давать работу другим. Они могут быть благородными, если у них есть крепкое духовное начало, понимание ответственности пред ближними.
Эгоисту кажется, что он — это и есть Вселенная. Это смешно
Считаете, что можно стать высокодуховным, если настроить себя? Почему же так мало таких людей, даже думающих в эту сторону?
Самый большой порок человека, это когда он замыкается в себе, закрывается, насыщен лишь своим эгоизмом. Духовная жизнь предполагает открытость для других: для Другого — Бога и для другого — человека. И открытость для всего мира.
Человек, который умеет слушать, отзываться на красоту окружающего мира, на потребности ближних, обогащается разными интуициями, он начинает видеть реальность. Эгоист же катализирует свое "я" и не видит перед собой существующей реальности. Ему кажется, что он — это и есть Вселенная. Это смешно. Сегодня астрономы говорят, что Вселенная имеет приблизительно 90 миллиардов световых лет в диаметре. Мы сами себя высмеиваем, когда закрываемся в себе.
Какой же первый шаг к открытости?
Первая дисциплина — умение слушать, терпеливо ждать, наблюдать.
Но у современного человека нет времени на неспешные думы. В бизнесе, как известно, время — деньги. И большинство занимается их зарабатыванием днем и ночью в условиях, мягко говоря, не способствующих морали...
Можно выделить неделю, свободную от коммерции, от проектов по зарабатыванию денег — только так можно что-то услышать. Один день в неделю проводить в общении, в наблюдениях. В этот день пойти в церковь. Остановиться перед иконой и сказать: "Я не есть альфа и омега, я не есть началом и концом всего. Есть Прекрасный, больший меня, есть прекрасные, большие меня".
Если человек сможет молиться утром и вечером, посвящать свое время Другому и праздновать Святой день, то в его духовной жизни произойдет колоссальный скачок. Не прямо на следующий же день, но со временем.
Соперничество — проблема не только хищнического бизнеса
Но уже с детства будущих наследников бизнеса в их престижных лицеях учат побеждать соперника и достигать цели, несмотря ни на что. На войне, в том числе коммерческой, свои законы: победитель всегда прав. И так не только в бизнес-лицеях. Моя дочь училась в Академии искусств, и даже их настраивали на постоянную победу над соперником, на амбициозное стремление к лидерству. Как такие установки могут уживаться с тем, о чем говорите Вы — сопереживание, понимание другого?
Ключевое слово — гармония. Житейская мудрость заключается в том, чтобы достичь равновесия. Когда кого-то привозят на "скорой" с инфарктом в больницу, никто не ожидает, что доктор займется неспешной медитацией. Все ожидают от него активного действия. И в жизни вы также обязаны действовать, творить, добиваться, строить, а для этого развивать свои способности.
Второе ключевое слово в вашем вопросе — соперничество. И проблема здесь в том, что современная педагогика, которая этому учит, дает учащимся такой тезис: я должен быть лучше кого-либо. То есть, если будет кто-то хуже меня, то мне будет лучше. Как говорится: "Сдохла у меня коза. Да у соседа, слава Богу, сдохла корова".
Это то, о чем не первый год говорят на крупнейших бизнес-форумах : искажено понятие успеха, лидерства. Необходимо принять новые критерии, учитывающие не только цифры доходов и доли рынка. Отсюда попытки укоренить социальную корпоративную ответственность, ответственное гражданство, устойчивое развитие. Но в реальности с ответственностью большие проблемы. Ответственность перед акционерами — да, перед обществом — часто за красивыми словами пусто. Как думаете, что может заставить бизнес обращать внимание не только на прибыль?
Я уже предлагал здесь, в Париже (с декабря 2012 года Борис Гудзяк является епископом Парижским Украинской Греко-католической Церкви, в которую входят Франция, Бельгия, Голландия, Люксембург и Швейцария. — Delo.UA), провести конференцию о соперничестве. Соперничество — проблема не только молодых людей, не только агрессивного, хищнического бизнеса, но и проблема церковной сферы, где происходит соревнование, иногда с использованием не очень церковных инструментов.
Я верю в молодое поколение, которое, с одной стороны, является сегодня растерянным, а с другой — критично к предыдущим ошибкам. Мне хочется верить, что среди молодежи найдутся те, кто сможет найти гармонию в жизни, быть в мудрости, а не в информационном поле или, даже, в знании. В правдивой жизненной мудрости, которая одна дает правдивую радость.
В современной культуре много цинизма. И это не удивительно
Раз уж заговорили об информационном поле: интернет — зло или благо?
Я такой же, как и все люди. Радуюсь таким возможностям. Иногда они зашкаливают, в том смысле, что приходится уделять больше времени информации, когда можно помолиться или просто отдохнуть.
Я, как и все люди, радуюсь тем возможностям, что дает интернет. Что касается моральных ценностей, то все зависит от нашего отношения. Высокие технологии можно использовать с пользой, а можно — во вред. Они могут служить средством общения, а могут зомбировать, давая вместо настоящей жизни виртуальную реальность и подменяя понятие аутентичной сопричастности между людьми.
Человек, который сотворен по образу и подобию Божьему, сотворен для того, чтобы общаться тем способом, который приближается к божественному общению. Компьютерные технологии могут этому способствовать, а могут это аутентичное общение перечеркивать. Все зависит от нашей дисциплины, мудрости и нашего понимания этих больших возможностей и больших соблазнов.
А как вы относитесь к современному искусству: ведь оно часто брутально, цинично, в том числе и по отношению к религии?
Я интересуюсь искусством. Когда в Париже этой зимой проходила выставка прекрасного художника из Украины Пинзеля, побывал на ней, так же как и на большой ретроспективе работ Дали. Для меня эти выставки и вообще все искусство, — мощное отражение духа эпохи. Большие художники с помощью своей кисти способны совершать духовный подвиг, ухватив глубину человеческой жизни.
В современной культуре много цинизма. Это не плодотворная, негативная и высокомерная позиция, которая не способствует дружественности, интимности, общению. Но не удивительно, что цинизм в культуре становится все более очевидным. Ведь она отражает массовое сознание и поведение.
Я переживаю за то отчуждение, в котором сейчас находятся люди, особенно, молодежь. Проблема в наших семьях. Сегодня мы не находим времени, чтобы побыть со своими детьми, дедушками и бабушками, посмотреть друг другу в глаза и увидеть красоту близкого человека.
Думаете, процесс такого отчуждения уже необратим?
Я не паникую. В разные времена в обществе были глубокие духовные кризисы. Если мы хотим найти смысл своей жизни, нам стоит осмыслить окружение, стихии, которые нас несут, и сделать свой свободный выбор. Быть свободными, ответственными людьми, которые ищут правдивых отношений с другими людям и с природой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий