Наши представления об эскулапах древности так малы, что некоторые открывающиеся современному человеку факты, просто повергают в шок. Так, оказывается, хирургия существовала еще в каменном веке! А в Древней Греции и Египте целителями выполнялись сложнейшие операции, которые довольно затруднительны и в наше время…
Возможно, все объясняется нашим отношениям к древнейшим представителям рода человеческого. Мы привыкли считать их жестокими и беспощадными. Борьба за выживание и голод – вот и все объяснения. Но находки археологов заставляют пересмотреть наш подход к древнему человеку.
Одним из самых ярких примеров, ставящих под сомнение утверждение ученых о продолжительности жизни древних людей, является находка в пещере Шанидар – Северный Ирак. Археологической экспедиции, которой руководил Р.Солецки, удалось обнаружить 9 мужских скелетов неандертальцев, живших 60-30 тысяч лет назад. В захоронении был найден скелет 40-летнего мужчины-инвалида.
Какую ценность представлял он для племени? Глазница была повреждена, возможно, видеть он не мог, на левой стопе был обнаружен сросшийся перелом, левая нога была изуродована артритом, а зубы начисто стерты! Это в корне меняет уверенность современников, что в древнем обществе не было места ни жалости, ни милосердию.
Однако, самое поразительное – у него отсутствовала левая рука. Изучившим скелет специалистам стало понятно, что, возможно обезображенная в поединке или нападавшим зверем, она была ампутирована древним хирургом, о чем говорит характерная округлая форма кости.
Ампутация в каменном веке: у этого скелета каменного века ученые обнаружили следы сложной ампутации.
О невероятном факте, что человек каменного века умел проводить операции, говорит и другая поразительная находка. В конце 20 века недалеко от французской деревушки Энсисхэйм археологами были раскопаны 45 древних захоронений с останками 47 людей каменного века.
Однако особое внимание привлек скелет 50-летнего мужчины, который имел 2 аккуратных отверстия в черепе. Отсутствие трещин около отверстия свидетельствовало о проведенной хирургической операции. Отверстие в передней части лба в диаметре было около 6 см. А в верхней части черепа было еще одно, шире на 2 сантиметра, но, несомненно, также хирургического происхождения.
«Большинство отверстий в черепах обычно незначительно и по ним трудно судить, являются они результатом хирургического вмешательства или просто проломом черепа. Но в нашем случае можно видеть ровные, закругленные края довольно крупных трепанаций, то есть эти отверстия имеют явно искусственный характер», - рассказывает участница раскопок, археолог Сандра Пикхлер из Фрейбургского университета в Германии.
Невероятно, но факт: не было ни заражений, ни инфекций. Древний пациент хорошо перенес обе операции. Об этом говорят наросты над прооперированными местами: лобное отверстие полностью покрылось тонким слоем кости, а черепное – наполовину.
«Итак, у этих древних людей был очень хороший хирург и какие-то особые способы подавления инфекции», - к такому выводу пришла Сандра Пикхлер. По мнению специалистов, на заживление ранений потребовалось около двух лет. А ведь операция была проведена дважды.
Чем были вызваны операции – не известно. Но проводились они, судя по всему, кремневыми ножами. Они не только не уступали по остроте современным скальпелям, но и обладали обеззараживающим эффектом – частицы кремния не позволяли размножаться бактериям.
«Трепанации выполнены настолько мастерски, что их нельзя назвать самыми древними. Хирург должен был иметь длительную практику. Факт обнаружения на одном черепе следов сразу двух трепанаций косвенно это подтверждает: если бы имела место только одна операция, можно было бы сказать, что древнему хирургу просто повезло. Но раз пациент уцелел после второй операции, значит, врач обладал определенными навыками и знал, что надо делать», - считает Пикхлер.
А вот исследователь древних инков Милослав Стингл называет среди древнейших медицинских инструментов «бронзовые скальпели различной величины, пинцеты, иглы, скобки, бронзовые ножи «туми», напоминающие по своей форме кухонный нож-сечку. А также зажимы, посредством которых инкские лекари перетягивали вены, чтобы остановить кровотечение».
Современные медики были поражены, когда у них появилась возможность ознакомиться с древнеегипетским «папирусом Смита» от 1700 года до н.э. Уже в те далекие времена существовали специальные медицинские инструменты, в том числе и медные иглы для сшивания ран. В чем заключается таинственная загадка знаний древних эскулапов? Поражает тот факт, что этот «медицинский трактат» является копией более раннего источника, датируемого 2700 годом до н.э.
Именно владение техникой хирургии позволило древним египтянам продвинуться в области мумификации. Так, совсем недавно стало известно, что прежде чем приступить к бальзамированию тел умерших, древние хирурги тренировались на скелетах.
Самой яркой находкой послужил скелет Иду, найденный в 1914 году. Плоть была умело отделена от кости. «Вероятно, они уже знали, что плоть разлагается, и потому посчитали, что лучше забальзамировать кости», - так считает биохимик Ульрих Везер из университета Тюбингена.
Кости были обработаны специальным антисептическим раствором. А бальзамирование оказалось настолько совершенным, что остался неповрежденным и активным энзим (фермент) — щелочная фосфатаза. Ее удалось выделить из ключицы.
Нельзя не сказать и о поразительных способностях индийских врачевателей. Подготовка велась в специальных школах. Именно в Индии еще в древнейшие времена была проведена первая операция, получившая значительно позже название «кесарево сечение».
Мистика окутывает древнее искусство. И ответ на вопрос, как же получали древние люди божественное знание – увы, никому не известен.
Комментариев нет:
Отправить комментарий