Все началось с
малого.
Мало кто знает
, как начинали свою деятельность нынешние гиганты электроники и автомобильные гиганты, выходцы из Кореи.
Например, далеко не все знают, что Samsung образовался в 1930-е годы как компания по
торговле сушеной рыбой, а такой автогигант, как Hyundai, начинал как бригада,
подряжавшаяся на строительные и ремонтные работы.
Компания LG , как и другие корейские гиганты, начинали не
совсем с того, с чем сейчас принято их ассоциировать.
Начнем с главного.
Всё началось в небольшом промышленном городе Кореи под
названием Пусан во времена Второй мировой войны.
В 40-х годах некий мистер Ку Ин Хвэ взялся за производство
простого, но крайне востребованного на тот момент продукта — порошка для зубов.
Продукт был новым для страны, большинство населения на тот момент для чистки
зубов использовало простую соль.
Несмотря на разруху, экономическую нестабильность и
оккупацию, реализация зубного порошка шла отличными темпами, что придавало
увренности и, по мнению мистера Ку Ин Хоя, позволяло надеяться на успех и
других продуктов бытовой химии. Так и был заложен первый «кирпич» в будущее
корпорации LG Group.
В 1947 году Ку Ин Хвэ образовывает компанию, которая
занялась производством крема для лица. Через некоторое время в ассортименте
предприятия появляется зубная паста под названием Lucky. Она стала настолько
популярной, что ее название стало ассоциироваться с любой зубной пастой в
Корее. С годами ассортимент компании дополнился средствами бытовой химии и
пластиковой упаковкой.
Первой стратегической задачей, поставленной перед новой
компанией, стало расширение ассортимента продуктов для обеспечения населения
недорогой и эффективной бытовой химией.
Так в 1950-1953-х годах компания Lucky стала выпускать
зубные пасты, стиральные порошки, очистители для посуды и крем для лица
«Lucky», ставший впоследствии легендарным.
Объем реализуемой продукции рос очень быстро в первую очередь
благодаря небольшой цене и крайне высокому спросу в послевоенной Корее. За
несколько лет зубная паста Lucky вытесняет бывшего лидера рынка Colgate и
становится самой продаваемой зубной пастой в Корее. Настоящий прорыв произошел
в 1953 году, когда мистер Ку Ин Хвэ предложил инновационную упаковку для
продукции – пластик.
Именно Lucky была первой корейской компанией (и одной из
первых в мире), кто решил отказаться от стекла и фарфора в упаковке.
Нововведение сработало — производство продукции стало
значительно дешевле, что позволило компании Lucky захватывать все новые и новые
рынки бытовой химии у себя на родине. Более того, одним из направлений бизнеса
стало изготовления упаковки для продуктов других компаний.
Менее чем за 10 лет Lucky Chemicals стала одной из крупнейших
независимых компаний Кореи. Но останавливаться на достигнутом мистер Ку Ин Хвэ
не планировал.
Появление GoldStar
Начнем с небольшой ремарки.
В апреле 1942 году японскими оккупантами, находящимися в тот
момент у власти в Корее, был отдан приказ всем жителям Кореи сдать свои
коротковолновые радиоприемники государству (цель — лишение возможности
населения получать новости извне или, как озвучивалось окупантами, «мы лишаем
вас возможности слушать «Голос Америки»). Изъятые радиоприемники были
уничтожены.
Даже спустя десятилетие эти события давали знать о себе: у
большинства населения не было связи с внешним миром, печатная пресса была
дорогая в производстве и не могла охватывать отдаленные районы, а
радиоприемники были у единиц.
Именно эта проблема и сподвигла Ку Ин Хвэ к решению
попробовать себя в новом деле.
Заручившись поддержкой Правительства, Ку Ин Хвэ вкладывает
все свои деньги в производство транзисторных радиоприемников под названием
GoldStar.
Одноименный завод открывается 1 октября 1958 года. Первое
радио, произведенное в Корее, поступает в продажу 15 ноябре 1959 года.
В последующие несколько лет модели радиоприемников Goldstar
A-501 и Goldstar T-701 становятся бестселлерами.
Успех первых продуктов вселил уверенность в силы компании.
Ку Ин Хвэ уже тогда поставил перед собой амбициозные цели – стать номером один
не только в Корее, но и в других странах.
Был принят очередной план по расширению продуктовой линейки
Goldstar. В июле 1961 года был произведен первый корейский телефон, который
также ждал ошеломительный успех.
Однако идея с экспортом по-прежнему оставалась всего лишь
идеей.
GoldStar под крылом у
Генерала
Ситуация коренным образом изменилась в 1961 году, когда с
военным переворотом и свержением диктатора Ли Сан Мана в Корее к власти пришел
генерал Пак Чжун Хи, близкий друг и единомышленник Ку Ин Хвэ .
Генерал Пак Чжун Хи поставил перед собой благородную цель —
превратить аграрную, разоренную войнами Южную Корею в индустриальную державу.
Ставка была сделана на единственный ресурс, имевшийся в
стране в изобилии – национальные кадры. Причем ресурс этот обладал очень
серьезными преимуществами: конфуцианская культура, которая на тот момент была крайне сильна, традиционно воспитывает в
людях такие черты, как трудолюбие, упорство и целеустремленность.
Именно в 1961 году была задумана модель страны-фабрики,
мирового индустриального лидера-экспортера – той Кореи, которую мы знаем
сейчас. Для выхода Кореи на мировой рынок требовались крупные компании, которые
создавались в кратчайшие сроки. Пак Чжун Хи отобрал несколько десятков
предпринимателей, которых хорошо знал лично, и предоставил им практически
неограниченный доступ к кредитам и американским инвестициям. Нужно ли говорить,
что в их числе был Ку Ин Хой.
Пользуясь поддержкой генерала Пака, Ку Ин Хвэ развернул
производство вентиляторов, холодильников, стиральных машин, телевизоров,
лифтов, электротранспортеров и другой электроники.
Знаменательной датой, вошедшей во все исторические хроники
Кореи, стал 1962 год, когда Goldstar наладил каналы реализации своих радио в
двух странах вне Кореи. Впервые в истории техника корейского производства была
экспортирована в США и Гонконг.
В последующие 10 лет компанией Goldstar выпускаются:
• 1965 год – первый холодильник корейского производства;
• 1966 год – перый телевизор корейского производства
(черно-белый, само собой);
• 1968 год – первый кондиционер корейского производства;
• 1969 год – первая стиральная машина корейского
производства.
Параллельно компания развивает новые сферы деятельности.
Так, например, в 1967 году Goldstar совместно с компанией Caltex открывает
нефтеперерабатывающий завод, который впоследствии будет заниматься разработкой
и производством пластмасс.
Предприятие это, кстати, функционирует и по сей день под
названием GS Oil (входит в конгламерат LG Group).
В 1969 году Ку Ин Хвэ внезапно скончался, не успев назначить
своего приемника.
Первый глобальный успех
В большинстве «чеболей» руководство, как и собственность,
переходило от отца к сыну. В случае Lucky и Goldstar, однако, был особый
случай, который едва не повлек кризис в компании.
45-летний сын мистера Ку Ин Хвэ Ку Ча Кьюн был
дипломированным школьным учителем, в управлении бизнесом в отличии от своих
многочисленных родственников никогда не участвовал.
Вопрос приемника обсуждался довольно продолжительное время,
— еще немного и в рядах правления случился бы раскол.
После долгих дебатов старший из членов правления указал Ку
Ча Кьюну на пустующее кресло председателя: «Отныне это твое место».
Так мистер Ку Ча Кьюн становится президентом Lucky Chemicals
и Goldstar Electronics.
Решение оказалось верным.
Ку Ча Кьюн не только смог продолжить дело отца, но и вывел
компанию на новый. При его правлении Goldstar стала лидером электронной
промышленности в Корее, при этом активно наращивая продажи за рубежом.
И еще несколько, но важных дат:
• 1973 год – появление первого корейского кассетного
проигрывателя-магнитофона;
• 1977 год – выпуск первого корейского цветного телевизора.
В 1977 году Goldstar рапортует о рекордных объемах продаж,
превысивших более 100 млн. долларов.
Итак, 80-е.
Корейская экономика еще не полностью восcтановилась после
первого нефтяного кризиса конца 70-х, в стране царит политическая и социальная
нестабильность, инфляция бьет исторические рекорды – крупные компании разоряются.
Goldstar не стал исключением из правил. Однако
неблагоприятный экономический фон не повлиял на решение руководcтва Goldstar о
необходимости выхода на международный рынок, скорее наоборот. Компании надо
было расширять территорию не только сбыта, но и производства.
Так 10 июля 1982 года в Америке открывается завод GoldStar
America Inc., стратегической задачей которого становится обеспечение
производства цветных телевизоров — техники, наиболее дорогостоящей при
транспортировке из Кореи. Следом за телевизорами завод начинает сборку
видеомагнитофонов и микроволновых печей, спрос на которые был крайне высок в
США.
Всего через 5 лет в 1987 года в Германии открывается новый завод.
Основными продуктами производства на заводе, как и в США, становятся цветные
телевизоры. Помимо них здесь также начинают производство видеомагнитофонов,
стиральных машин и мелкой аудиотехники.
В конце 80-х годов политическая ситуация в Корее становится
крайне нестабильной, социальное недовольство достигает своего пика. На фоне
этих событий происходит конфликт внутри компании: профсоюзы Goldstar oобъявляют
забастовку, причем не только в Корее, но и по всему миру, требуя структурных
изменений в менеджменте компании, улучшения условий труда и заработка
работников и пр. Из-за внутреннего кризиса компания несет колоссальные убытки.
Впереди – смена бренда Goldstar на LG и его мировое
признание.
Комментариев нет:
Отправить комментарий